Подготовка ребенка ко вхождению в детский коллектив

Росток

Социализация ребенка

До 3х лет, а иногда и дольше, ребенок живет в узком круге своей семьи. Конечно, он общается с другими детьми и взрослыми на площадке, в гостях, но при этом его родители обычно находятся рядом с ним, в поле его зрения и досягаемости. Такое общение с другими в присутствии членов семьи – первые уроки социализации. В этих ситуациях малыш учится взаимодействовать с незнакомыми ему людьми, понимать правила общения, игры, разрешать конфликты, и все это опираясь на поддержку родителя, который рядом и в случае необходимости может вмешаться в ситуацию. Ребенок отходит и снова возвращается, тогда, когда ему этого хочется или когда в этом возникает необходимость.
Совсем другая ситуация разворачивается, когда ребенок остается в детском коллективе один, без родителей. Ему самому теперь приходится справляться со своими тревогами, переживаниями, контролировать проявления своих чувств, находить общий язык с детьми, отстаивать свои интересы, защищать себя и даже утешать себя, а в случае необходимости принимать помощь взрослого: воспитателя, педагога.
Понятно, что всему этому ребенку нужно учиться, эти умения не являются очевидными. Здесь могут и часто возникают сложные, а иногда и критичные моменты, вплоть до психологических травм.
Какие условия достаточны и необходимы, чтобы этот процесс был наименее болезненным для ребенка?
1. Уверенность в том, что родители не исчезнут насовсем, когда они уходят, оставив ребенка.
2. Не слишком высокий уровень общей тревожности.
3. Достаточная уверенность в себе, своей ценности, «хорошести».
4. Понимание слова «нельзя».
5. Способность уважать чужие границы и защищать собственные.
6. Интерес к внешнему миру.
7. Достаточное развитие речи.
Все перечисленные условия являются результатом всего пути психологического развития ребенка, начиная с самого рождения и не являются стойкими. Они вырабатывались в отношениях с родителями и теперь требуют проверки и подкрепления в новом опыте отношений, уже с другими людьми, то есть в социуме.

Проблемы социализации, разделения с родителями, вхождения в коллектив у детей разного возраста

Дошкольный возраст
Достижение ребенком возраста 3х лет еще не говорит о том, что он готов посещать детский сад. Для того, чтобы ребенок смог адаптироваться там, важно, чтобы он в принципе мог какое-то время проводить без родителей, без мамы, прежде всего. Если этого нет, значит, в психике ребенка еще не сформировался надежный, стабильный образ матери. Каждое расставание с ней переживается им как потеря и вызывает тревогу разной интенсивности, вплоть до паники.
Выраженное агрессивное поведение ребенка вызовет проблемы как у него самого, так и у группы в целом и, естественно, у родителей. Агрессия обусловлена несколькими причинами. Она может быть попыткой привлечь к себе внимание, заявить о своем существовании, проявить интерес к другому ребенку, не учитывая при этом эффекта подобной активности. Агрессивно ребенок реагирует на неудовлетворение его потребностей (фрустрацию), так проявляется его гнев. При этом агрессия может направляться на «обидчика» или же на самого себя, это уже самоагрессия. Агрессия является также врожденным проявлением, одним из влечений. С одной стороны, у человека есть влечение к созиданию, построению отношений, любви, а с другой – к разрушению, разрыву связей, враждебность. Сила этих влечений индивидуальна. Социализация человеческого детеныша заключается к «приручении» этих влечений, к научению ребенка выражать их приемлемыми в обществе способами. Другое проявление агрессии – садизм, в этом случае ребенок получает удовольствие, причиняя боль, заставляя страдать. Это проявление является естественным этапом развития, но у некоторых детей происходит фиксация на этом способе получения удовольствия, построения отношений по принципу сильный-слабый, мучитель-жертва, а не на основе взаимоуважения и партнерства.
Пассивность – оборотная сторона агрессии. В этом случае ребенок боится проявить малейшую агрессию, а это приводит к отказу от соперничества, достижения целей, самоутверждения в коллективе.
Непонимание, непризнавание правил и ограничений является важной проблемой, прежде всего, для группы в целом, сам же ребенок может воспринимать критику в свой адрес как просто отвержение и агрессию со стороны других. У него нет представления о желаниях другого, его границах, мир он воспринимает как инструмент и источник для получения удовольствия. Основной его задачей является навязать свою волю другим, но другие, чаще всего, не слишком желают играть в эту игру и отвергают такого ребенка. Отсюда неизбежность разочарований, обид.
Школьный возраст
Если перед школой ребенок посещал детский сад, ему будет очевидно легче адаптироваться к школе. Тем не менее, начало обучения в школе ставит ряд совершенно новых задач перед ребенком и его родителями. Ребенок начинает входить во взрослую жизнь, привыкает быть самостоятельным, брать ответственность на себя, находит свое место в коллективе, проявляет свои способности и таланты. В его жизни появляются новые авторитеты, он постепенно расширяет круг значимых для него личностей, сравнивает ценности своей семьи с таковыми в семьях своих сверстников.
Эмоционально-психологические особенности ребенка отразятся на процессе адаптации, или облегчая ее или, напротив, осложняя, что не может не отразиться на учебе.
Вот некоторые из сложностей, проблем, с которыми могут столкнуться ребенок и его родители уже с момента начала обучения в школе или через некоторое время.
Трудности в учебе. Чаще всего они не обусловлены интеллектуальными способностями ребенка, а определяются его эмоциональным состоянием, отношением к обучению, познанию, к ситуации обучения в целом, тем, как он чувствует себя в школе и классе. Ребенок неусидчив, отвлекается, плохо запоминает, не проявляет интереса, активно или пассивно протестует против посещения школы.
Проблемы в отношениях с одноклассниками. Ребенок может претендовать на роль лидера и очень огорчаться, что он таковым не является. Или он может жаловаться, что его обижают, плохо относятся, не хотят с ним дружить. Все эти ситуации тяжело переносятся и ребенком, и его родителями, у которых, кстати, оживают свои воспоминания о времени обучения в школе, о тех тревогах и проблемах, с которыми им приходилось справляться, возможно самостоятельно, не находя поддержки в родителях или просто к ним не обращаясь.
Вопрос авторитетов, правил. Слово учителя не для каждого ребенка является авторитетным, особенно, если подобное отношение он наблюдает у своих родителей. Некоторые дети до слез спорят, не соглашаясь, что какое-то слово пишется именно так, а не так, как хочется ребенку. Ему трудно признать и принять, что существуют правила вообще, а грамматические, математические – в частности.
Переход к новому уровню мышления. Еще в детском саду ребенок познавал окружающий мир конкретно, беря в руки то, что его заинтересовало, даже на занятиях он мог встать с места и куда-то отойти. В школе он должен высиживать урок, сидя на одном месте. Ребенок начинает познавать мир через размышления, оперируя понятиями и образами в голове, а не действуя руками. Это совершенно новый для него способ мышления, и не у всех детей он сформирован к 7-ми годам. Отсюда понятны неизбежные трудности.

Нужно ли готовить ребенка к детскому саду, школе

Для того, чтобы ребенок и его родители не столкнулись с серьезными проблемами в процессе социализации ребенка, готовиться к этому необходимо. Но надо понимать, что подготовка эта не заключается исключительно в интеллектуальных, развивающих занятиях. Прежде всего, речь идет о характеристиках личности ребенка, его эмоционально-психологическом развитии, которое происходит каждый день, в ходе общения с родителями и значимыми другими. Это развитие ни у одного ребенка не происходит гладко, без сучка и задоринки, все семьи оказываются время от времени перед лицом более или менее серьезных сложностей, вопросов. Важно также понимать, что есть возможности, специалисты, которые могут и призваны помочь в сложные и ответственные моменты жизни. Начало социализации ребенка – как раз такой момент.

Программа подготовки ребенка к детскому саду, школе

Предлагаемые в большом количестве программы подготовки детей к началу посещения детских учреждений и школы сосредоточены обычно на увеличении знаний ребенка, развитии интеллекта, памяти, внимания. При этом вопрос эмоциональной подготовки остается в тени, если на него вообще обращают внимание. Но всем известно, что владение ребенком большим количеством информации, знание цветов, форм, умение написать свое имя не являются гарантией, что ребенку в детском учреждении, коллективе будет хорошо. А ведь эмоциональный комфорт ребенка – не это ли главный вопрос, который волнует всех родителей?
Программа, которую я предлагаю, разработана на основе опыта консультирования и лечения детей и их родителей, столкнувшихся с серьезными проблемами в детском саду и школе. Эти ситуации были по-настоящему травматичными и потребовали значительных усилий для выхода из них и устранения последствий. Кажется вполне разумным потратить немного времени для подготовки, нежели месяцы и даже годы на решение уже возникших проблем. Предлагаемая Программа построена на понимании необходимости, прежде всего, эмоциональной подготовки ребенка к вхождению в коллектив, его социализации.
На кого рассчитана программа
Она показана любому ребенку, которому предстоит начать посещать детский сад или школу, независимо от того, есть ли у него явные психологические проблемы или же ребенок развивается нормально. Вопросы, которые предстоит решить ребенку, а также его родителям, являются совершенно новыми. Всей семье нужно «перестроиться». Не только ребенку, но и родителям нужно перейти на другой уровень общения друг с другом и с социумом.
На что направлена программа
1. Определение текущего состояния эмоционально-психологического развития ребенка, существующих и потенциальных сложностей, а также ресурсов семьи.
2. Уменьшение тревожности.
3. Повышение самооценки.
4. Обучение ребенка ситуации ограничений, границ и правил.
5. Повышение уровня самоконтроля.
6. Повышение способности ребенка осознавать свои чувства, потребности и желания и выражать их социально приемлемыми способами.
Структура программы
2 семейные консультации, в начале и в конце Программы, 10 индивидуальных занятий с ребенком и 1 консультация работающего с ребенком психолога с родителями.
Семейные консультации провожу я. В ходе первой встречи я определяю проблемы, задачи и ресурсы ребенка и семьи. Выводы и рекомендации сообщаются психологу, который затем будет работать с ребенком. На второй встрече, уже после завершения индивидуальной работы с психологом, оцениваются достигнутые результаты, закрепляется их эффект, даются рекомендации родителям. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся психологами с использованием техники «песочной терапии». В привычной для ребенка ситуации песочницы ребенок проигрывает и разрешает свои конфликты, тревоги. В то же время психолог помогает ребенку осознавать свои эмоции, переживания, вырабатывать более адаптивные формы реагирования. Ребенок учится решать возникающие трудности самостоятельно и использовать помощь взрослого, не родителя. Также психолог проводит встречу с родителями, где обсуждается динамика работы, очерчиваются дополнительные, уже более глубокие вопросы и задачи, получается обратная связь родители-психолог.
Длительность программы
Программа, в отличие от большинства предлагаемых программ подготовки к детскому саду и школе, является краткосрочной, ее структура четко определена и соответствует поставленным задачам.
Частота занятий с ребенком определяется Вашими пожеланиями и возможностями и составляет 1-2 занятия в неделю.
Эффективность программы
Несмотря на непродолжительность, программа дает гарантированный эффект. Это связано с высокой эффективностью используемых методик, опытом и квалификацией работающих специалистов, а также с командным подходом в работе с каждой семьей. Родителям не нужно рассказывать одно и то же несколько раз, встречаясь с разными специалистами, вся команда владеет всей необходимой информацией. Кроме того, параллельная работа с ребенком и семьей воздействует на всех членов семьи, используя ее ресурсы.
Информация, запись
Получить дополнительную информацию о Программе, записаться на первичную консультацию можно по тел. (916) 112-3599.
Занятия проводятся в районе метро «Авиамоторная», в будни и в выходные дни.
<<<< >>>>